Добрый день, друзья!
Сегодня мы предлагаем Вам четвертую — завершающую — часть статьи Елизаветы Заварзиной-Мэмми о Facilitated Communication (сокращенно FC) — методе общения с особыми детьми, которые не говорят.
Тем, кто не читал предыдущие части (часть первая, часть вторая, часть третья), будет полезно знать, что FC — это то, за что Елизавета очень благодарна Гленну Доману и основанным им Институтам достижения человеческого потенциала, потому что этот уникальный метод она успешно освоила именно в результате своих поездок в Институты.
Учитывая, что тема сегодня достаточно серьезная, мы решили в начале этой статьи для небольшой разгрузки разместить наше небольшое 36-секундное видео о том, как Филадельфия готовится к Рождеству и Новому Году. Обязательно посмотрите его.
Итак, завершающая часть статьи о FC — одном из самых главных элементов интеллектуальной программы Институтов Гленна Домана для тех детей, которые не могут говорить.
Начинаем…
Р. Кроссли предлагает следующий порядок освоения FC (7).
1. Да-нет, верно-неверно и множественный выбор, простые вопросы («Лают ли собаки?» или «Напиши букву «С», если хочешь сыр, и «К», если хочешь колбасу»).
2. Вставлять пропущенные буквы, что возможно на детских компьютерных системах.
3. Копирование слов и предложений.
4. Диктант (слова и предложения).
5. Упражнения, в которых возможные ответы Вам известны (кроссворды, вопросы по общим знаниям, имена друзей).
6. Завершение предложений («Жили-были старик со …»).
7. Завершение известных выражений («У семи нянек дитя …»).
8. Упражнения, в которых варианты ответов ограничены (найти рифму к слову «пень», антоним к слову «большой»).
9. Печатание слов в контексте (описание картинки).
10. Ответы на вопросы («Как ты провел воскресенье?», «Что ты прочитал?»).
11. Разговор. Возможно потребуется помочь наводящими вопросами.
12. Спонтанный разговор, тема выбирается ребенком.
13. Самостоятельно начатый разговор, когда ребенок сам приносит табличку, чтобы говорить.
Когда Вы объяснили, что собираетесь делать, и задали вопрос, ждите, пока ребенок ответит. Не повторяйте в ожидании ответа один и тот же вопрос так, будто хотите заполнить тишину, не повышайте голос, словно говорите с глухим. Иногда приходится ждать очень долго, но ответ того стоит. Если ребенок все-таки не отвечает, спустя какое-то время Вы можете спросить: «Ты хочешь, чтобы я повторил вопрос?» и показать, что он может ответить «да» или «нет» на готовых табличках.
Будьте терпеливы: мы можем сказать 150 слов в минуту, а многие из тех, кто пользуется методом, не могут показать больше 150 слов в час.
Обеспечивайте надежную обратную связь. Вначале бывает полезно произносить вслух каждую напечатанную букву, в конце каждого слова – всю последовательность.
Будьте внимательны, необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что Вам интересно его сообщение.
Контролируйте результат, предупреждайте, если не можете понять, чтобы можно было исправить положение до того как беседа зайдет в тупик. Человек, пользующийся методом FC, так же расположен к посторонним мыслям и замешательству, как любой из нас, но в отличие от нас, имеет меньше шансов внести ясность в сказанное. Можете спросить его «ты это хотел сказать?» и попросить показать «да» или «нет».
Заканчивайте сами слова и предложения. Помните, что метод FC – это способ общения, а не тест по грамматике. Большинство детей оценит Вашу помощь, если Вы будет заканчивать слова, значение которых Вам очевидно. Но будьте осторожны, чтобы не опередить события и не приписать ребенку свои мысли и чувства.
Интерпретировать написанное будет значительно легче, если Вы сразу приучите ребенка делать пропуски между словами. По крайней мере, Вы будет знать, где закончилось одно слово и началось другое. Для этого на табличке можно написать слово «пропуск».
Конечно, ребенок часто будет допускать самые разные ошибки: неграмотно писать или употреблять слово, давать неверную информацию. Ваша роль состоит в том, чтобы помочь ребенку выразиться, понять сообщение, а не исправлять грамматику и стиль. Если Вам кажется, что появилась опечатка, спросите: «Ты хотел написать эту букву?». В зависимости от обстоятельств можно вообще игнорировать ошибку.
Если неправильно написано слово, подождите, пока ребенок закончит писать сообщение, и станет понятно его содержание, после этого можно сказать: «Это слово пишется так» и написать его правильно, ни в коем случае не говорите: «Ты написал неправильно».
Иногда ребенок пишет слово так, что его невозможно понять. Убедитесь, что действительно совершенно не в состоянии расшифровать написанное, и попросите попробовать написать еще раз. Объясните, что это Ваша проблема, а не его, помните, что он старается изо всех сил. Если он продолжает писать непонятный набор букв, скажите, что все равно не можете понять, попробуйте поставить вопрос по-другому, предложите слова на выбор.
Иногда ребенок попадает в буквы вокруг нужной ему, может появляться большое количество «букв-паразитов», он может начинать писать слово с «лишней» буквы; часто приходится проявлять большое терпение, чтобы расшифровать сообщение.
Избегайте скучных и глупых вопросов («Любишь ли ты маму?»). Скорее всего, ребенок или ничего не ответит или ответит такой же глупостью. Помните, что ему надо потратить очень много усилий, чтобы напечатать хотя бы одно слово. Будьте настойчивы, терпеливы и уверены в успехе: рано или поздно у Вас получится, но не пытайтесь заставить ребенка общаться против его желания, он тоже должен хотеть говорить с Вами. Ему нужно время, чтобы освоиться с новым способом общения, привыкнуть к нему и открыть для себя его преимущества.
Поощряйте выражение чувств. Многие дети привыкают пользоваться методом только для ответа на простые вопросы. Они нуждаются в поощрении, чтобы вступать в более сложные беседы и больше рассказывать о себе.
Уважайте личность ребенка. Если Вам кажется, что сообщение не предназначено для посторонних, удержитесь от соблазна передать это другим, как бы забавно и интересно оно Вам ни казалось. Научитесь чувствовать усилия ребенка: передача сообщения при помощи метода FC – дело очень утомительное.
Избегайте тестирования! Очень многие дети терпеть не могут вопросы, которые они воспринимают как проверку, и будут давать заведомо неправильные ответы. Конечно, можно пользоваться FC для проверки знаний, но это должно быть оставлено для специальных ситуаций. В конце концов, мы тоже не обязаны доказывать окружающим свои знания всякий раз, когда открываем рот, в противном случае вряд ли бы мы много говорили. Если у ребенка появится ощущение, что каждая беседа является проверкой его знаний, он скорее всего вообще откажется от идеи общения.
Отвечайте за неудачу. У нас нет извиняющих обстоятельств: мы можем говорить. Если Вы скажите: «Извини, что-то я сегодня не в форме, давай поговорим потом», это поможет ребенку сохранить уверенность в себе.
Обычно в начале освоения метода FC возникают следующие практические вопросы.
«Я бы хотел верить, но …». Скептицизм испытывают практически все, особенно сначала, особенно родители. Один не думал, что его ребенок умеет читать, другой не верит, что он может ответить на вопросы. С течением времени и при тренировке скептицизм исчезнет, и Вы сможете узнать от ребенка множество интересных вещей.
В самом начале Вы оба будете чувствовать себя неуверенно, сомневаться в себе и в ребенке. Вам будут непривычны ощущения его руки в Вашей, и будет неясно: помогаете Вы или мешаете, а если помогаете, то не направляете ли его руку из желания помочь.
Будьте терпеливы, не раздражайтесь! Попробуйте, Вы ничего не теряете.
Целью любой речевой реабилитации, разумеется, является свободная речь. Но люди с тяжелыми нарушениями общения и речи должны иметь возможность взаимодействовать с окружающими доступными им способами, и метод FC дает эту возможность.
Он не является ни методом лечения, ни идеальным способом общения, однако во многих случаях — единственным, позволяющим осуществлять «обратную связь», и самое важное, помогает правильно оценить умственные способности людей, лишенных речи.
Огромная благодарность Елизавете Заварзиной-Мэмми за ее очень важный и полезный труд!
На сегодня все, дорогие друзья!
До скорых встреч!
Андрей, спасибо Вам и Елизавете за очень полезную информацию, для нас, именно общение — главная проблема. Ребенок многое понимает, а говорить пока не может. Начали с карточек Да — Нет. Еще раз, спасибо!