Добрый день, друзья!
Совсем недавно состоялось наше пока заочное знакомство с Елизаветой Заварзиной-Мэмми и ее замечательной семьей, проживающей в настоящее время во Франции. Они были первой семьей из России, приехавшей в Институты достижения человеческого потенциала.
У Елизаветы громаднейший и, что очень важно, успешнейший опыт реабилитации собственного сына, которым она с большой щедростью решила делиться со всеми желающими.
Первым шагом на этом пути стала публикация ее статьи о Facilitated Communication — уникальном способе общения с особыми детьми, которые не могут говорить. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию третью часть этой очень полезной статьи.
Что интересно, во время ноябрьской поездки в Институты Гленна Домана в качестве первоочередной нам была поставлена задача научиться общаться с нашей Лерой именно по этому самому методу — Facilitated Communication.
Итак, третья часть…
В чем должна состоять физическая поддержка.
Держать руку ребенка можно разными способами: поддерживать снизу за кисть (рис. 2а), положив руку сверху на кисть, поддерживая за запястье (рис. 3а), поднимая кисть за рукав (рис. 3б), поддерживая под локоть (рис. 3в), положив руку на предплечье или плечо (рис. 3г).
Вначале обычно удобнее всего держать руку снизу за кисть так, чтобы указательный палец выделялся в указательную позицию. Чем крепче Вы держите руку, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок. Со временем Вашу помощь можно будет уменьшить.
Скорее всего, понадобится не сильно, но настойчиво отводить руку ребенка назад. И как только Вы почувствуете, что ребенок начал движение к клавиатуре, ослаблять «оттягивание», не отпуская руки, и снова отводя назад, когда ребенок сделает выбор (например, покажет или напечатает букву).
Это позволяет преодолевать импульсивность, не давать ребенку застрять на одной букве, повторяя ее снова и снова или бессмысленно тыча в соседние. Постепенно он привыкнет отводить руку назад после каждой буквы, это движение станет автоматическим.
Очень важно помнить, что Вы не подталкиваете руку ребенка к букве, но, напротив, ослабляете «оттягивание», как только почувствуете, что он начал движение.
Так как ребенок должен показывать или печатать буквы одним пальцем, важно, чтобы он выделялся в указательную позицию. Согнутым пальцем невозможно делать правильный выбор, вялым пальцем нельзя нажать клавишу. Сначала Вы можете помочь ребенку, держа его кисть в своей руке и помогая держать палец прямо, но не следует самим поддерживать палец. Очень удобно в начале обучения использовать детский носок, прорезав в нем дырку для указательного пальца. Если палец вялый, следует постоянно делать упражнения для его укрепления.
Самой частой проблемой является плохой зрительный контроль за действиями рук, особенно, когда ребенок уже освоился с методом. Он настолько хорошо помнит расположение букв на табличке или клавиатуре и так полагается на Вашу помощь, что начинает печатать очень быстро, не глядя. Надо заставлять смотреть, поворачивая голову к клавиатуре. Если это делать постоянно, зрительный контроль, как правило, быстро улучшается, но скорость печатания при этом значительно ниже: на «реальной» клавиатуре ему труднее найти нужную букву и сделать правильное движение.
Обычной проблемой является высокий или низкий мышечный тонус. В первом случае рука ребенка напряжена, движения настолько сильные, что он промахивается или даже отталкивает клавиатуру. Часто, чем больше он старается, тем выше становится тонус, рука может совсем выйти из-под контроля и стать жесткой. В этом случае можно потрясти руку, чтобы она расслабилась, после каждой буквы заставлять шлепать рукой по столу или дотрагиваться до какого-то предмета на столе, давать руке регулярный отдых, делать упражнение на расслабление.
При низком мышечном тонусе рука ребенка «тяжелая» или вялая, ему трудно сопротивляться силе тяжести, мышцы очень быстро устают. В этом случае клавиатура должна быть расположена достаточно низко, поддерживать руку лучше снизу или поднимать ее за рукав. Некоторым детям удобнее печатать стоя. Следует постоянно делать упражнения, укрепляющие мышцы рук.
Некоторым детям неприятно, когда до них дотрагиваются, в этом случае можно использовать палочку или карандаш так, чтобы Вы держали его за один палец, а ребенок – за другой.
Нередко овладению методом мешает тремор, который может быть постоянным или возникает, когда ребенок начинает показывать. Справиться с этим очень трудно, но можно стараться стабилизировать кисть, крепко держа ее в своей руке, при помощи палочки или крепко оттягивать кисть назад, преодолевая сопротивление.
Возможно, что в начале обучения Вам придется водить рукой ребенка, помогая ему понять, как правильно делать выбор. Постепенно он научится делать это без Вашей помощи: это произойдет, когда он станет более уверен в себе и в своей способности общаться. Помощь партнера сокращается по мере тренировки, и конечной целью обучения является возможность пользования системами коммуникации самостоятельно.
Одни дети смогут научиться писать (печатать) самостоятельно, другие будут нуждаться в помощи и в дальнейшем. Следует помнить, что овладение навыком самостоятельного печатания может занять много времени, обычно около шести лет (7).
Чтобы метод FC работал успешно, ребенку необходимы и физическая, и эмоциональная поддержка, определенные навыки обоих участников и уверенность в успехе. Как именно действует эмоциональная поддержка, почему для начала действия ребенку иногда достаточно легкого прикосновения пальцем, до сих пор не очень понятно. Иногда достаточно дотронуться до плеча или спросить «ты хочешь что-то сказать?», иногда необходим легкий шлепок по руке или плечу. Некоторым детям оказывается достаточно прикосновения к плечу, спине или бедру.
Начинайте медленно, уроки должны быть короткими, вопросы легкими. Задавайте простые вопросы, на которые Вы знаете ответ (например, попросите написать свое имя). Это позволит Вам приспособиться друг к другу, понять новые ощущения и даст успех, необходимый Вам обоим. Если Вам кажется, что ребенок не может печатать слова, предложите ему две таблички «да» и «нет» и задайте несложный вопрос.
На сегодня все! Об очень полезных рекомендациях автора метода Facilitated Communication Розмари Кроссли Вы узнаете в следующий раз.
Всего Вам хорошего и до скорых встреч!
Андрей, огромное спасибо за эту тему. У нас адовы муки вызывала попытка FC с сыном, когда мы пытались, извините, тупо делать это так, как нам сказал Спенсер. А когда все ж-таки Сашка начал понемногу писАть, оказалось, что есть еще такая вещь, как НЕЖЕЛАНИЕ ребенка общаться в такой форме. То есть, он только вот недавно решил нас осчастливить прикосновением к его мощному интеллекту, а до того вообще-то мог, но не желал, и так хорошо было. И еще нашему, допустим, помогает расслабиться музыка. То есть мы печатаем под Мейко Каджи Если без музыки, то бесконтрольно выдирает руку из моей, даже если хочет общаться. Но вот инструкции, как правильно держать руку и правильно двигаться — это золото. Потому что даже сейчас, когда прошло уже несколько месяцев с начала Сашкиного печатания, у меня часто возникают сомнения на счет того, помогаю ли я ему или мешаю. А вам успехов в этом деле, уверена, что когда вы освоитесь с FC, Лера вас сильно удивит. Она умница!!
Мария, огромное спасибо за твой такой классный и подробный комментарий! Очень рады видеть тебя на нашем блоге.
Вам с Сашкой желаем новых достижений и побед!